Игра "Солнышко"

Цель: развитие навыков саморасслабления и снятие напряжения.

Инструкция: предложите детям представить, что солнышко спряталось за тучку, стало прохладно(предлагаем ребенку свернуться клубочком и задержать дыхание). А вот солнышко вышло из-за тучки и стало жарко, разморило на солнышке(предлагаем сделать выдох и расслабиться).

 

22.04.2020

 

 Упражнение-пантомима "Волшебные снежинки"

Цель:Обучение приемам саморасслабления

Оборудование: аудиозапись спокойно, приятной на слух мелодии.

Инструкция: под спокойную музыку дети-снежинки кружатся в танце, словно их кружит легкий ветерок. Снежинки движутся по всей комнате. Музыка смолкает, ветер стихает,  снежинки кружатся все медленнее и медленнее и постепенно опускаются на землю (дети  ложатся на ковер и будто тают, как снежинки)

 

22.04.2020

 

Упражнение "Разные эмоции"

Цель: формирование умения распознавать и выражать эмоции.

Оборудование: набор картинок  сказочных героев с ярко выраженными эмоциями.

Инструкция: картинки нужно чередовать , например, Баба-Яга - злая, затем Буратино -веселый.  Таким образом, злая мимика перемежается с радостной. Вместе с ребенком (детьми) прокомментируйте эмоции, поговорите о героях. Можно попросить изобразить сказочных  персонажей. После того как ребенок  покажет мимику, похвалите его за то, что у него здорово получается изображать героев.

  • Можно предложить и другие варианты заданий: покажи, как ты радуешься; как ты грустишь;  какой ты, когда злишься (или попросите изобразить злую рычащую собаку) и др. Можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя тучка;  улыбнуться, как солнышко; показать, как испугался заяц волка, как  устал муравей, который тащил большую палочку. Такие упражнения помогают развивать азбуку эмоций и воображение.

 

 

22.04.020

Игра "Кораблик"

Цель: обучение навыкам релаксационного дыхания, саморасслабления, умению переключать внимание; развитие воображения.

Оборудование: бумажный корабль-оригами небольшого размера, уютное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: попросите ребенка лечь на спину. Бумажная фигурка ставится на живот малыша. Объясните ему, что сейчас судно отправится в плавание. игрушка будет качаться по волнам моря: ребенок делает глубокий вдох - кораблик опускается, медленно делает выдох - поднимается ( за счет движений живота). Нужно обратить внимание ребенка на эти движения, пофантазировать с ним о том, куда плывет   кораблик. можно устроить настоящий шторм (глубокое и медленное дыхание через нос и т.д.). Таким образом, чередуя режим дыхания (глубокое - неглубокое, медленное - быстрое), можно устраивать шторм и штиль для маленького корабля. в качестве кораблика может быть любой другой предмет или маленькая игрушка.

 

  • Для ребенка эта игра интересна и полезна одновременно. Он учится обращать внимание на собственное дыхание, регулировать его. Чередование режима дыхания, сосредоточенность на плавании помогут ему переключить внимание, сбавить темп. успокоиться. данную игру можно также использовать перед сном. Это отличный вариант перезаключить ребенка с активных игр на отдых. Такая игра развивает фантазию, ведь каждый раз можно отправлять кораблик в новое путешествие. 

 

27.04.2020

"Прислушайся к себе!"

Цель: формировать умение выражать эмоции чувство любви.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям положить правую ладошку на сердечко, закрыть глазки. "Прислушайтесь к своему сердечку. о чем оно говорит. Кого больше всего любите?" Попросите выразить детей свою любовь с помощью жестов.

 

2.05.2020

"Снежная баба"

Цель: обучение навыкам саморасслабления; развитие воображения.

Оборудование: мягкое ковровое покрытие.

Инструкция: предложите детям представить, что каждый из них - снежная баба, которую только что слепили. У нее есть голова, туловище, две руки и ноги. Но вот стало пригревать снежную бабу солнышко. снежная баба начинает таять. Дети изображают, как она тает. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно начинает таять туловище, ножки. Снежная баба превращается в лужу, которая растеклась по земле. Дети ложатся на ковер.

 

2.05.2020

"Рисунок на спине"

Цель: концентрация внимания, сосредоточение внимания на тактильных ощущения, обучение навыкам расслабления.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: нарисовать пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную и попросите его изобразить ее  на стене или на листе бумаги. Упражнение можно выполнить как сидя, так и лежа.

 

  • Упражнение вызывает у детей особый интерес. Если ребенок легко справился с заданием, упражнение можно усложнить, рисуя на спине цифры или буквы. Также можно проделать данное упражнение на правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.

8.05.2020

"Восковая скульптура"

Цель: формирование целостного положительного образа своего тела, осознание границ собственного тела.

Оборудование: уютное, просторное помещение.

Инструкция: участникам, Стоящим (или сидящим) в кругу, предлагается закрыть глаза и "лепить" по цепочке друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается к приданной ему позе и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем участники открывают глаза и сравнивают полученные скульптуры.

 

8.05.2020

"Слушаем тишину"

Цель: развитие навыков расслабления и умения переключаться на более спокойный вид деятельности.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите ребенку закрыть глаза и молча вслушаться в тишину. Время "слушания"  ребенок определяет сам: как только он издает хотя бы один звук, упражнение заканчивается. После этого важно расспросить ребенка о том, что он услышал(шум дождя или проезжающих машин, разговор в соседней комнате, тиканье часов и пр.), можно вместе с ним пофантазировать об этих звуках, описать их друг другу, сравнить ощущения (авт. М.Монтессори).

  • Упражнение способствует развитию внимательности, вдумчивости, усидчивости, фантазии.

22.05.2020

 "Улыбочка"

Цель: развитие воображения и выразительности мимики; выражение удовольствия, радости.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: "Представь, что ты видишь красивое, улыбающееся солнышко. Улыбнись солнышку в ответ, поприветствуй его и постарайся почувствовать, как улыбка переходит в твои руки... А теперь она в ладошках, и вот она уже на каждом пальчике. Попробуй улыбнуться еще радостнее. Растягиваются твои губы, напрягаются мышцы щек. Попробуй представить,  как улыбается все твое тело, как оно наполняется улыбающейся силой солнца ... Как хорошо и приятно! Поблагодари солнышко за тепло и улыбку!"

 

28.05.2020

"Король Боровик не в духе"

Цель: развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние; развитие выразительности движений.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: взрослый читает текст стихотворения, а дети изображают с помощью пантомимы эмоциональное состояние, описанное в тексте.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи

(В. Приходько)

 

  • Упражнения и игры на имитацию детьми различных эмоциональных состояний используются также и в психопрофилактических целях.

28.05.2020

"Ветерок"

Цель: развитие навыков саморасслабления

Инструкция:  выполняется с закрытыми глазами. "Представьте, что к нам в комнату залетел ветерок. Он касается вашего личика. Погладьте его (нежно гладить лоб, щечки, носик, шею). А теперь он коснулся ваших рук (нежно погладить каждый пальчик); ветерок коснулся ног, волос. Медленно поглаживаем ножки, волосы, животик. Какой приятный и ласковый ветерок! Открывайте глазки. Прощаемся с ветерком".

 4.06.2020

«Маленькая птичка»

Цель: развитие воображения, способности сопереживать и выражать свои чувства.

Оборудование: не требуется.

Возраст: 4 года.

 

Инструкция (обращаясь к ребенку): Попробуй представить, что сейчас у тебя в руке маленькая птичка с раненным крылышком. Протяни осторожно руки ладонями вверх. Постарайся согреть птичку, прижми ее к себе, к своей груди; подыши на нее, ровно, спокойно и глубоко; подари ей доброту своего сердца и дыхания. Чуть позже раскрой ладони – ты увидишь, что птичка радостно взлетела. Улыбнись  ей и не грусти: она еще обязательно прилетит к тебе. Помаши ей рукой и пожелай доброго пути!

 

22.06.2020

Море волнуется

Цель игры: учить детей волевым усилием контролировать свои действия. Игра позволяет подвигаться, способствует развитию координации движений.

Рекомендуемый возраст детей – от 5 лет.

Эта знакомая многим с детства игра, она и воспитывает, и развлекает. Играть  в нее можно как в помещении, так и на площадке. Ведущий становится лицом к игрокам, которые стоят в линию на расстоянии нескольких шагов от него, и вслух произносит следующие слова:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура, на месте замри!

Пока ведущий говорит, игроки двигаются, изображая руками «волны». При слове «замри!» игроки должны остановиться и застыть в том положении, в каком их застало это слово. После этого ведущий некоторое время должен понаблюдать за игроками.  Игрок, который улыбнулся или пошевелился, выходит  из игры или, по предварительной договоренности, сам становится ведущим. Играть можно до тех пор, пока это не надоест.

 

30.06.2020

"Пингвин и ребята"

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, а также умения сопереживать, выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложить детям с помощью мимики и жестов изобразить, как грустит пингвин; изобразить гусят и смелых ребят.

 Один пингвин весь день грустил,

Один пингвин печальным был.

А почему грустил пингвин?

Да потому, что он один!

 

Пять гусят на ребяток шипят,

Пять гусят не пускают ребят.

Пять ребят не боятся гусят:

На гусят они тоже шипят!

 

9.06.2020

«Холодно — жарко».

Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами

 

(2—3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

14.06.2020

 

 

 «Спать хочется»

 

Мимическая гимнастика

Цель: Учить владеть мышцами лица для передачи определенных эмоциональных состояний

Мальчик попросил родителей, чтобы ему позволили  вместе  со взрослыми встретить Новый год. Но чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном и в конце концов засыпает.

Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены

«Дождик»

Этюд на выражение эмоций

Цель: Учить оптимистическому видению мира, ощущению радости внутри себя, через развитие навыков музыкального восприятия и пластического самовыражения

Дождик в июне

Похож на меня.

Вот он бежит, ручейками звеня,

Скачет вприпрыжку

И песни поет,

И улыбаться не устает.

В.Чижов

Жарким летом весело бегать под дождем, прыгать на одной ножке, ловить капельки и кружиться под струйками воды. Завлекательно  перескакивать через лужу и  запрыгивать в ее серединку, расплескивая по сторонам воду. 

 

Выразительные движения: мелкий бег, прыжки с поджатыми ногами.

 

10.09.2020