Мешочек со злостью
Цель игры - научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и, не подавляя их, направлять в новое - рациональное русло.
Для игры потребуется небольшой мешочек из плотной ткани с завязками.
Рекомендуемый возраст детей - от 3 лет (и период возрастных кризисов вообще).
Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет , что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопиться на душе, можно класть именно в него. После этого ставиться обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом смысле.
Примечание: это психологическая игра в чистом виде. Она особенно полезна и нужна в том случае, если ребенок склонен к агрессии. Игру лучше всего применять в домашнем общении - с помощью нее можно избежать многих классических грубых сцен, которыми сопровождается развитие практически каждого ребенка.
7.05.2020
Нарисуй, что слышишь
Цель игры - воспитывать положительные эмоции у детей посредством музыки, развивать творческие способности детей.
Для игры потребуются лист бумаги, а также набор карандашей, фломастеров или красок (комплект оборудования должен быть отдельным для каждого игрока) и музыкальное сопровождение.
Рекомендуемый возраст детей - от 4 лет.
Правила игры. Сначала дети внимательно слушают музыку, после чего стараются перенести свои впечатления на бумагу, самостоятельно подбирая формы и цвета изображения. Каждый работает с отдельным листом бумаги. По окончании игры каждый показывает свои работы, взрослый анализирует их и подводит итоги игры.
Примечание: фантазию ограничивать не стоит, хотя для детей младшего возраста, возможно, придется самим нарисовать контуры и предложить их раскрасить.
Интересно, что самыми неожиданными эмоциями, "выплеснутыми" на бумагу, являются эмоции младших по возрасту детей: видимо, они воспринимают музыку по-особому, не так, как дети старшего возраста.
7.05.2020
Рубка дров
Цель игры - помочь ребенку снять физическое и эмоциональное напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
Для игры потребуется стул или табурет.
рекомендуемый возраст детей 6-7 лет.
Для начала взрослый попросит ребенка показать, как рубят дрова: заносят топор (понятно, то в данном случае воображаемый), опускают его на полено и т.д. Топор ребенок может изобразить, сцепив вытянутые руки. Игра начинается: суть ее состоит в том, что ребенок изображает, как рубит дрова, высоко занося "топор", с силой опуская его на "полено". Опуская "топор", можно на выдохе что-то говорить (например, "ха"), это помогает быстрее выплеснуть негативные эмоции. Суть этой игры, как вы понимаете, заключается в самом процессе: выигрывавших и проигравших в ней нет и быть не может. Важно лишь то, что ребенок сможет получить физическую и психическую разгрузку, чтобы потом направить свою энергию и свои эмоции в другое русло, найдя им рациональное применение.
Примечание: в основном, дети обладают богатым воображением, но некоторым для достоверности происходящего можно и вправду дать в руки какой-нибудь предмет. Например, роль топора с успехом смогут сыграть рулон ватмана или резиновый молоток, а роль полена подушка.
21.05.2020
Догадайся сам
Цель игры: учить детей отдавать себе отчет в своих эмоциях и понимать чувства и эмоции других людей, сопереживая им. Игра развивает детскую фантазию.
Для игры потребуются фотографии, вырезанные из журналов, изображающие людей. Очень важно, чтобы мимика и поза сфотографированного достаточно выражали чувства и эмоции, которые он переживал или изображал в момент съемки. Кроме того, можно использовать и семейные фотографии.
Рекомендуемый возраст детей: 4-7 лет
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру: угадать, что чувствует человек по фотографии. При этом фотографии нужно показывать ребенку по очереди, не торопясь: новую фотографию предлагать только тогда, когда ребенок полностью разберется с предыдущей. Ребенка обязательно нужно спрашивать о том, почему он решил именно так, а не иначе: что именно в портрете человека навело его на такой, а не иной ответ.
После ответа ребенка можно предложить ему пофантазировать и сочинить небольшой рассказ, который повествует о событиях, приведших к такому результату. С этой точки зрения хорошо было бы обратиться к семейным фотографиям: выслушав ребенка, можно рассказать, что же на самом деле произошло перед тем, как была сделана эта фотография (и, следовательно, объяснить, почему у изображенных на ней людей именно такое, а не другое, настроение), а потом сравнить результаты. Эта часть игры особенно полезна тем, что в ней ребенок получает то, что его наверняка интересует - какие-то сведения и рассказы из семейной истории.
Отбирая фотографии, постарайтесь, чтобы запечатленные на них люди действительно выражали эмоции и настроения, а не просто улыбались в камеру, позируя.
5.06.2020
Изобрази чувство
Цель игры: помочь ребенку раскрыть его внутренний мир, постичь многообразие эмоций.
Рекомендуемый возраст: 4-7 лет.
В начале игры взрослый просит детей вспомнить и перечислить чувства, какие им известны. Для детей младшего возраста (4 лет) вопрос формулируется более подробно, с использованием конкретных ситуаций, например: "Что ты почувствуешь, если тебе подарят игрушку, о которой ты мечтал (радость)?" и т.д.
Взрослый предлагает детям поиграть в театр и предупреждает, что каждый игрок будет играть свой спектакль, в котором должен изобразить ту эмоцию, которую назвал.
Примечание: кончено, "изобразить эмоцию" может показаться ребенку слишком неопределенным заданием, поэтому можно его конкретизировать, например спросить, что испытывает ребенок, когда его похвалили (радость), и попросить его исполнить танец радости. Пусть подсказкой будет музыкальное сопровождение: можно подобрать немало мелодий, которые выражают различные эмоции и чувства. Игру эту нужно проводить систематически, причем желательно выбирать те моменты, когда ребенка в самом деле обуревают эмоции (особенно это важно в тех случаях, если вы играете с ним дома). В этих условиях уловить такие моменты легко.
5.06.2020
Картинная галерея
Цель игры: учить ребенка отдавать себе отчет в своих эмоциях и выражать свои чувства. Игра ломает стереотипы и развивает творческие способности ребенка.
Для игры понадобится несколько листов бумаги и цветные карандаши (можно использовать и краски или фломастеры).
Рекомендуемый возраст детей: от 5 лет.
Взрослый должен вместе с ребенком вспомнить название разных чувств и состояний, например "грусть", "доброта", "радость", "восторг", "злость". В этом списке обязательно должны быть названия как положительных, так и отрицательных эмоций, поскольку внутренний мир ребенка вмещает и те и другие, и это вполне естественно.
Каждый лист бумаги подписывается одним из слов, обозначающих чувства. Дальнейший сценарий игры прост: предложите ребенку нарисовать чувство, соответствующее надписи, в виде человечка или какого-нибудь полностью выдуманного фантастического существа. Предварительно поговорите с ребенком о том, как может выглядеть на бумаге это чувство, какого оно цвета. Можете остановится на этом, а можете предложить ребенку и новые задания, например нарисовать домик для каждого из нарисованных ребенком чувств. Поговорите с ним по поводу того, как может выглядеть этот домик. Высокий ли он или приземистый? Красивый или неказистый? Яркий или невзрачный?
9.06.2020
Сегодня хорошая погода
Цель игры: учить детей передавать различные эмоции посредством интонации. Игра обогащает внутренний мир ребенка, способствует выработке навыков выразительной речи, развивает творческие способности и сообразительность.
Рекомендуемый возраст: 6-7 лет.
Правила игры: Взрослый просит детей загадать определенное настроение. Это могут быть грусть, радость, гнев и любая другая эмоция, как положительная так и отрицательная.
После этого ведущий произносит несложную короткую фразу из трех-четырех слов, например ту, которую предлагаю я: "Сегодня хорошая погода". Каждый игрок должен произнести эту фразу так, чтобы остальные угадали по ней настроение, которое тот загадал. Кто первым, отгадает настроение в свою очередь произносит фразу. Попробовать передать эмоции посредством интонаций речи обязательно должны все игроки. В конце игры ведущий отмечает и самых догадливых игроков, и тех, кто произносил загаданную фразу особенно выразительно.
9.06.2020
Назови чувство
Цель игры - обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему увидеть многообразие эмоций. Игра способствует обогащению словарного запаса ребенка, развивает слуховую память.
Оборудование: резиновый мячик небольшого размера.
Рекомендуемый возраст детей - от 4 лет.
Инструкция: По сути своей это одна из многочисленных игр с мячом. Игроки становятся или садятся в круг. Игра начинается. Первый игрок передает мяч сидящему рядом, тот - следующему и т.д. "Изюминка" игра состоит в том, что, передавая мяч, игрок должен назвать какую-нибудь эмоцию, например "злость", "радость", "восторг". Называть можно как положительную, так и отрицательную эмоцию. Передавать мяч надо быстро, долго держать его в руках нежелательно. Играть можно до тех пор, пока весь запас названий эмоций не исчерпается (разумеется, повторяться игрокам нельзя: если кто-нибудь из них по ошибке скажет то же самое слово, то остальные игроки подмечают это).
Суть этой игры не в том, кто победит, а кто проиграет, а в самом процессе. Не важно, на ком именно закончится запас подходящих слов, ведь словарный запас не бесконечен. Важно, чтобы дети назвали их как можно больше. И все-таки, чтобы обойтись без обид, взрослый может повторить игру через некоторое время: дети будут уже лучше ориентироваться и вполне возможно, что сегодняшний проигравший в следующем туре одержит блестящую победу.
19.06.2020
Нарисуй обиду
Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.
Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать
со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.
10.07.2020
Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей —
а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!
Например, история о медведе.
Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он
проснулся — голодный и недовольный.
Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а
здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже
проснулся!
А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки
и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»
Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим
друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!
А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!
10.07.2020
ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина | ул. Горького 38 | 672000, Чита
email: baira1015@yandex.ru | т: (3022) 35-12-84