Игра " Огонь-лед"
Подойдет для гиперактивных детей и детей, которым тяжело успокоиться вечером.
Цель игры: формировать навыки саморегуляции, научить ребенка расслабляться.
Оборудование: не требуется
Инструкция: взрослый командует "Огонь!", ребенок начинает изображать огонь , можно лежа, можно стоя. далее взрослый командует "Лед!" Ребенок "замерзает" в какой-то позе, взрослый проверяет, какой "твердый" получается "лед"; ребенок держится в напряжении всем телом. после этого следует команда "Лед тает!", и ребенок должен расслабиться. Чередование состояний напряжения и расслабления позволяет ребенку снять напряжение, дает разгрузку.
Другой вариант этой игры "Солдат и тряпичная кукла".
Предложите ребенку представить. что он солдат. Вспомните с ним, как нужно стоять на плацу: вытянувшись в струнку и замерев. пусть ребенок изобразит такого военного, как только вы скажите слово "солдат". после того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее , мальчик или девочка должны максимально расслабиться , слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить , что все их тело мягкое, податливое. затем ребенок снова должен стать "солдатом", и т.д.
17.04.2020
Игра "Насос и мяч"
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Оборудование: не требуется.
Если детей несколько, то можно разбиться на пары. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. "Мяч" стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Напарник начинает надувают мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Напарник выдергивает из мяча шланг выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. затем играющие меняются ролями.
Хороши для расслабления ребенка упражнения на релаксацию.
28.04.2020
Игра "Забота о животном"
Цель: релаксация.
Дети лежат на ковре с закрытыми глазами.
Инструкция: (обращение к детям): "Представьте себе, что вы больше не дети, а какое-нибудь ваше собственное домашнее животное. Если у вас дома нет животного, то представьте себе то, которое вы охотно завели бы...
Представьте себе, какое оно на ощупь: собака, и кошка, или другой домашний зверек, который живет в нашем доме.
Представьте себе, что вы и есть тот зверек.
Вот вы обходите свой дом или клетку.
Представьте, каково это - сидеть в клетке в жаркий день, когда мех и так теплый.
Как вы себя чувствуете , когда у вас жажда?
Вы с удовольствием попили бы воды!
Идите к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для вас?
А корм есть? Кто вас кормит , когда вы голодны?
Наконец кто-то пришел, чтобы вас покормить.
Вы нуждаетесь в человеке, который дает вам еду .
Вы не можете найти сами воду и пищу.
Вы не можете открыть сами кран или холодильник.
Вам, домашнему животному , нужен и сам по себе человек: чтобы играть с вами, чтобы он вас погладил и приласкал. чтобы он с вами поговорил, погулял или выпустил из клетки.
Теперь подумайте о том, что вы как домашнее животное делаете для человека, который о вас заботиться?
Как вы показываете ему , что вы его любите?
Приглашаете его поиграть? Мурлыкаете ему прекрасную песню?
Даете ему себя погладить? Вы хороший друг?
А теперь вы снова дети, возвращайтесь в нашу комнату.
Потянитесь, откройте глаза".
28.04.2020
Игра "Конкурс лентяев"
Цель: релаксация.
Взрослый читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный -
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
Назаре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на коврик и, пока звучит музыка Д.Кабалевского "Лентяй", стараются как можно больше расслабиться.
29.04.2020
Игра "Винт"
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Оборудование: не требуется.
Инструкция (обращаясь к детям): "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали!" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!... Стоп!"
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка"
6.05.2020
Игра "Из семечка - в дерево"
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Оборудование: не требуется.
Инструкция: взрослый стоит в центре комнаты и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, втянуть голову в плечи, закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. "С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (ребенок-семечко медленно поднимается). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягиваются тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяться им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).
Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой, раскачивая руками-листиками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложиться на нее. Ему грустно. время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно опять оживет".
Взрослый ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.
18.05.2020
«Врасти в землю»
Цель: развитие эмоционального контроля, снятие агрессивного напряжения.
Инструкция: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека2.
29.05.2020
«Маленькое приведение»
Цель: снижение гнева агрессивного ребенка.
Инструкция: «Сегодня мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У-у». Если я буду хлопать тихо, вы будете тихо произносить «У-у». Если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните: мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Взрослый хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно, давайте снова станем детьми!»
29.05.2020
"Спящий котенок"
Цель: снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение, развить способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
Инструкция: представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, вытягивают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали... начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление)
11.06.2020
"Настроение и походка"
Цель: снижение эмоционального напряжения, тревожности, снятие мышечных зажимов.
Инструкция: взрослый просит изобразить настроение в движении: "Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как задумчивый человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее"
11.06.2020
"Улыбнись - рассердись"
Цель: уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
Инструкция(обращаясь к ребенку): "Улыбаемся - все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились - брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся".
29.06.2020
"Два маленьких котенка"
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
Инструкция: взрослый читает английскую народную песенку в переводе С.Маршака.
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И выгнала из кухни дерущихся котят,
Не справившись при это, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
"Ну что? - она спросила, - не ссоритесь теперь?"
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
После чтения взрослый спрашивает детей: изменилось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?
29.06.2020
«Солнечный зайчик»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить.
Инструкция (обращаясь к детям, сидящим в кругу): «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, подбородке, аккуратно поглаживайте. Подгадьте голову, шею, животик, руки, ноги. Не спугните его. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас. Улыбнитесь ему».
После упражнения взрослый спрашивает детей: изменилось ли их самочувствие? Как? Было грустно или весело?
3.07.2020
«Котик»
Цель: снятие эмоционального мышечного напряжения.
Инструкция:
Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумываю сказку о котике, который:
- нежится на солнышке (лежит на коврике);
- потягивается;
- умывается;
- царапает лапками с коготками коврик.
3.07.2020
"Замедленное движение"
Цель: снятие эмоционального мышечного напряжения.
Инструкция: Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
- Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
17.07.2020
ЗКДЮБ им. Г. Р. Граубина | ул. Горького 38 | 672000, Чита
email: baira1015@yandex.ru | т: (3022) 35-12-84