Игра " Огонь-лед"

Подойдет для гиперактивных детей  и детей, которым тяжело успокоиться вечером.

Цель игры: формировать навыки саморегуляции, научить ребенка расслабляться.

Оборудование: не требуется

Инструкция: взрослый командует "Огонь!", ребенок начинает изображать огонь , можно лежа, можно стоя. далее взрослый командует "Лед!" Ребенок "замерзает" в какой-то позе, взрослый проверяет, какой "твердый" получается "лед"; ребенок держится  в напряжении всем телом. после этого следует команда "Лед тает!", и ребенок должен расслабиться. Чередование состояний напряжения и расслабления позволяет ребенку снять напряжение, дает разгрузку.

Другой вариант этой игры "Солдат и тряпичная  кукла".

Предложите ребенку  представить. что он солдат. Вспомните с ним, как нужно стоять на плацу: вытянувшись в струнку и замерев. пусть ребенок изобразит  такого военного, как только вы скажите  слово "солдат". после того как ребенок  постоит в такой напряженной позе, произнесите  другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее , мальчик или девочка должны максимально расслабиться , слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны  из ткани и ваты. Помогите им представить , что все их тело мягкое, податливое. затем ребенок снова должен стать  "солдатом", и т.д.

  • Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления. когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул. 

 17.04.2020

 Игра "Насос и мяч"

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Оборудование:  не требуется.

Если детей несколько, то можно разбиться на пары. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. "Мяч" стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены, корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Напарник начинает надувают мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Напарник выдергивает из мяча шланг выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. затем играющие меняются ролями.

Хороши для расслабления ребенка упражнения на релаксацию.

 

28.04.2020

 

Игра "Забота о животном"

Цель: релаксация.

Дети лежат на ковре с закрытыми глазами.

Инструкция: (обращение к детям): "Представьте себе, что вы больше не дети, а какое-нибудь ваше собственное домашнее животное. Если у вас дома нет животного, то представьте себе то, которое вы охотно завели бы...

Представьте себе, какое оно на ощупь: собака, и кошка, или другой домашний зверек, который живет в нашем доме.

Представьте себе, что вы и есть тот зверек.

Вот вы обходите свой дом или клетку.

Представьте, каково это - сидеть в клетке в жаркий день, когда мех и так теплый.

Как вы себя чувствуете , когда у вас жажда?

Вы с удовольствием попили бы воды!

Идите к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для вас?

А корм есть? Кто вас кормит , когда вы голодны?

Наконец кто-то пришел, чтобы вас покормить.

Вы нуждаетесь в человеке, который дает вам еду .

Вы не можете найти сами воду и пищу.

Вы не можете открыть сами кран или холодильник.

Вам, домашнему животному , нужен и сам по себе человек: чтобы играть с вами, чтобы он вас  погладил и приласкал. чтобы он с вами поговорил, погулял или выпустил из клетки.

Теперь подумайте о том, что вы как домашнее животное  делаете для человека, который о вас заботиться?

Как вы показываете  ему , что вы его любите?

Приглашаете его поиграть? Мурлыкаете ему прекрасную песню?

Даете ему себя погладить? Вы хороший друг?

А теперь вы снова дети, возвращайтесь в нашу комнату.

Потянитесь, откройте глаза".

 

28.04.2020

 

 

 

 

 Игра "Конкурс лентяев"

Цель: релаксация.

Взрослый читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук - 

Лентяй изрядный - 

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

Назаре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

 

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на коврик и, пока звучит музыка Д.Кабалевского "Лентяй", стараются как можно больше расслабиться.

 

29.04.2020

Игра "Винт"

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Оборудование: не требуется.

   Инструкция (обращаясь к детям): "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали!" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!... Стоп!"

     Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка"

 

6.05.2020

Игра "Из семечка - в дерево"

Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: взрослый стоит в центре комнаты и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, втянуть голову в плечи, закрыть ее руками). Взрослый-садовник  очень бережно относится  к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. "С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно  расти (ребенок-семечко медленно поднимается). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягиваются тело),  появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент - и бутоны лопаются (резко разжимаются  кулачки), росток превращается в прекрасный сильный цветок. Приходит лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяться им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей).

Но вот подул холодный ветер, наступила осень. Цветок качается в разные стороны, борется  с непогодой, раскачивая руками-листиками, головой, телом, сгибается, клонится к земле и ложиться на нее. Ему грустно. время идет, пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, теперь ему тепло и спокойно. Скоро опять весна, и оно опять оживет".

Взрослый ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети  сворачиваются на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.

 

18.05.2020

«Врасти в землю»

Цель: развитие эмоционального контроля, снятие агрессивного напряжения.

Инструкция: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека2.

 

29.05.2020

 

«Маленькое приведение»

Цель: снижение гнева агрессивного ребенка.

Инструкция: «Сегодня мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены)  и произносить страшным голосом звук «У-у». Если  я буду хлопать тихо, вы будете тихо произносить «У-у». Если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните: мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Взрослый хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно, давайте снова станем детьми!»

 

 

29.05.2020

"Спящий котенок" 

Цель: снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение, развить способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Инструкция: представьте себе, что вы веселые, озорные котята. Котята ходят, вытягивают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали... начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление)

 

11.06.2020

"Настроение и походка"

Цель: снижение эмоционального напряжения, тревожности, снятие мышечных зажимов.

Инструкция: взрослый просит изобразить настроение в движении: "Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как задумчивый человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее"

11.06.2020

"Улыбнись - рассердись"

Цель: уравновешивание процессов возбуждения и торможения.

Инструкция(обращаясь к ребенку): "Улыбаемся - все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились - брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся".

29.06.2020

 

"Два маленьких котенка"

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Инструкция: взрослый читает английскую народную  песенку в переводе  С.Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И выгнала из кухни дерущихся котят,

Не справившись при это, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

"Ну что? - она спросила, - не ссоритесь теперь?"

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

 

После чтения взрослый спрашивает детей: изменилось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?

29.06.2020

«Солнечный зайчик»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить.

Инструкция (обращаясь к детям, сидящим в кругу): «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, подбородке, аккуратно поглаживайте. Подгадьте голову, шею, животик, руки, ноги. Не спугните его. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас. Улыбнитесь ему».

После упражнения взрослый спрашивает детей: изменилось ли их самочувствие? Как? Было грустно или весело?

3.07.2020

 

«Котик»

Цель: снятие эмоционального мышечного напряжения.

Инструкция:

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумываю сказку о котике, который:

- нежится на солнышке (лежит на коврике);

- потягивается;

- умывается;

- царапает лапками с коготками коврик.

 

 

3.07.2020

 "Замедленное движение"

   Цель: снятие эмоционального мышечного напряжения.

  Инструкция: Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: 

-  Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. 

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 

 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

 Замедляется движенье, исчезает напряженье. 

 

 И становится понятно – расслабление приятно!

17.07.2020