Тесты – это хорошо или плохо?

Предубеждения в отношении психологических тестов, существующие до сих пор у некоторых людей, по-видимому, связаны с теми неизбежными крайностями, которые выпадают на долю любой науку и  практики в процессе их исторического развития. Тестирование умственного развития впервые было предпринято как ответ на социальный запрос стремительно развивающегося общества. Производство требовало квалифицированной рабочей силы, но оказалось, что даже программу школьного образования удается освоить далеко не всем. В начале XXв. французские психологи А.Бине и Т.Симон по заказу правительства впервые разработали тест оценки умственного развития, который позволял отбирать в школы способных к обучению детей. По мере внедрения тестирования в практику сначала школьного, а потом профессионального отбора тестам стала предаваться не свойственная им функция. Если можно так выразиться, их начали использовать для наведения социального порядка: разделения общества на глупых и умных, пригодных или не непригодных, достойных и недостойных для поступления на какую-либо работу или высшее учебное заведение. Когда в середине прошлого века результаты тестирования детей в английских школах стали определять возможность или невозможность получения ими высшего образования, то это не было оправданным ни с научной точки зрения, ни с позиции социальной справедливости. Такой порядок применения тестов всего лишь отражал идеологию английского общества и его социальные предрассудки. Дети низших социальных слоев при тестировании неизменно проигрывали  выходцам из более обеспеченных семей из-за своей меньшей образованности. Другой крайностью в отношении к тестам оказался запрет на тестирование как измерение умственных способностей детей и взрослых, введённый в нашем отечестве в 30-е годы прошлого века. Этот подход, который мотивировался лозунгом «Каждая кухарка может управлять государством», также  нельзя считать  ни социально перспективным, ни научно обоснованным. Борьба с «извращением в педологии» отбросило развитие  науки о тестировании в нашей стране лет на 100 назад. Давно стало понятно , что не всякая кухарка может управлять государством и что социальный порядок и справедливость следует наводить адекватными социальными приемами и методами. Улучшением жизни, а тесты необходимо использовать в соответствии с их прямой  функцией – быть инструментом измерения психологических различий между людьми. В этом качестве тесты проникли во многие сферы современной жизни.

В социальной практике, например, осуществляется тестирование общих и специальных способностей в целях выявления одаренных детей, профессиональной ориентации подростков, профотбора и профессиональной переподготовки взрослых. Тесты, выявляющие особенности личности, ее внутренние конфликты и формы психологической защиты, характер социальных и семейных отношений применяются в медицине для определения риска возникновения нервно-психических заболеваний, путей их профилактики и лечения. На производстве с помощью тестов решают задачи повышения производительности труда, сплоченности команды и эффективности социальных взаимодействий: устранения психологической несовместимости членов рабочих групп или непродуктивных способов управления и т.д. Тесты  вводят в практику обучения для проверки полученных знаний на всех ступенях  образовательного процесса. Тесты позволяют выявить  уровень развития школьной  зрелости учащихся и выбрать для каждого ребенка подходящую ему по сложности учебную программу. Отсутствие же на практике достаточного числа дифференцированных программ школьного и профессионального обучения не умоляет значение тестов. Напротив, получаемые с их помощью  знания об индивидуальных различиях людей показывают, что такие программы необходимы.

 

Таким образом, тестирование нельзя рассматривать как всесильное средство установления социальной справедливости. Тесты могут быть полезны как эффективный инструмент беспристрастного измерения индивидуальной выраженности психологических свойств человека. И, как мы видим, это совершенно необходимо, т.к. субьективизм в оценке способностей людей всегда плох. Он порождает ошибки, а иногда приводит к драматическим последствием. Конечно, неправомерно относится к результатам  тестирования как к абсолютной истине, способной раз и навсегда определить судьбу человека или навесить на него ярлык. Этого надо избегать всеми силами. Тесты измеряют только те параметры поведения, которые проявляются в данных условиях и в данное время. Никто не мешает человеку попытаться изменить существующее положение дел собственными усилиями или с помощью специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, репетиторов, тренеров, инструкторов, наконец, врачей, если это необходимо, т.е. прибегнуть к «разведке» тестированием.