Девять характерных черт темперамента.

Томас, Чесс и Берч идентифицировали девять характерных черт темперамента, которые присутствуют у любого человека, но в разной степени. Эти девять характеристик оказались сравнительно стабильными индикаторами того, как данный ребенок будет реагировать в разное время и в разных ситуациях.

1.     Настойчивость. Дети демонстрируют индивидуальные различия в том, насколько долго они занимаются одним заданием или сопротивляются  препятствием, с которыми сталкиваются. Позитивная сторона  настойчивости проявляются в категорической решимости не прекращать выполнение задачи даже тогда, когда она  сложна или трудна. Негативная сторона настойчивости – в упрямом сопротивлении правилам или авторитету.

2.     Впечатлительность. Некоторые дети реагируют мягко и спокойно, независимо от того, счастливы они или расстроены, а другие реагируют весьма бурно.

3.     Систематичность. Некоторые дети легко принимают  существующий порядок и придерживаются принятых шаблонов поведения там, где другие демонстрируют большую вариабельность и нерегулярность.

4.     Отвлекаемость. Некоторые дети могут оставаться сосредоточенными и удерживать внимание в течение долгого времени. Другие нет – они  легко отвлекаются.

5.     Уровень энергии и активности. Общий уровень энергии и активности у разных детей неодинаков. Некоторые энергичны и очень активны. Другие пассивны и вялы. Большинство находятся где-то между этими двумя крайностями.

6.     Чувствительность. Дети демонстрируют различия в реакциях на сенсорную стимуляцию. Некоторые из них крайне чувствительны и реактивны. На других внешние стимулы воздействуют меньше.

7.     Адаптивность. Некоторые дети легко адаптируются к изменениям и новым ситуациям, а для других любые изменения являются источником стресса и расстройств. Перемещения в течение дня, такие как дорога из дома и до школы или возвращение в класс после перемены, для некоторых детей представляют проблему, в то время как на других это, похоже, никак не действует.

8.     Реактивность. Некоторые дети «переключаются» при возникновении новых ситуаций без промедления и по собственному желанию, а другие остаются в стороне: им требуется время, чтобы сориентироваться, и «переключаются» они постепенно.

9.     Настроение. Настроение или общее расположение духа у каждого ребенка тоже свое. Некоторые дети позитивны и жизнерадостны. Другие скорее серьезны и склоны к анализу. Третьи – к капризам и негативу.

Эти девять черт – кусочки головоломки, из которых складывается темперамент вашего ребенка. Сложив их вместе, вы получаете картинку его темперамента.