Причины появления у детей вредных привычек

 

Чаще всего дурные привычки возникают у ребенка, который с младенчества подвергался жестокому воспитанию, воспитанию по гиперсоциальному типу, по типу неприятия или при тревожно мнительном воспитании. Причинами развития такого рода реакции психики ребенка на стрессовые ситуации могут быть страх одиночества и психосоматические нарушения. Малыша надолго оставляют одного, отсутствовало проявление ласки и нежности – ребенка редко брали  на руки, не укачивали чтобы он уснул, уделяли мало внимания. Психосамотические нарушения – ребенка рано отлучили о груди и не давали соску.

 

Последние из перечисленных нарушений являются вынужденными и обуславливаются замещением необходимости ритмических движений, за которыми стоят важные механизмы созревания организма ребенка. Ритмичные автоматизированные действия способствуют формированию соответствующего возрасту биоритма мозга ребенка.

 

К таким ритмическим действиям относится сосание. Сосательный рефлекс необходим для нормального развития ребенка. Сосание груди – это не только акт кормления, но и сложный по своему составу процесс взаимодействия факторов – пищевого, психологического, стимулирующего. Ритмичные автоматические действия позволяют синхронизировать биоритмы головного мозга при сложной перестройке от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок так нуждается  в укачивании при засыпании, а также если он испытывает боль. Поэтому до года сосание соски и укачивание являются самыми необходимыми ритмическими действиями для малыша. Если их нет, то ребенок будет инстинктивно их замещать, посасывая палец, край одежды, мотая головой перед сном.

 

Сложный процесс психофизиологического созревания малыша включает в себя также ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела. Поэтому сосание чего-либо или любая самостимуляция у ребенка до года может быть симптомом задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Иногда такого рода самостимуляция бывает обнаружена у детей, которые были лишены прикосновений любящих рук матери. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сможет для этого что-то сосать, теребить, вертеть волосы, раскачиваться в кроватке, чтобы уснуть. Такая самостимуляция не заменяет естественных процессов, которые эффективны на начальном этапе жизни малыша, и поэтому вредная привычка, основная на ней, может растянуться на годы, чтобы завершить развитие психосоматических процессов.

 

Иногда вредная привычка может быть направлена на самоуспокоение, самоутешение и самоободрение. Она может иметь очень сложную форму. Например, малыш может сосать большой палец правой руки, левой вертеть волосы и прикрывать глаза. Если не давать ребенку делать что-то из этого ритуала, например, забинтовать левую ручку, тянущуюся к волосам, то ритуал перестанет быть  целостным и приносить успокоение. Тревожное ощущение дети могут гасить при помощи ритуала сосания языка, прикрывая рот правой рукой, и потягивания мочки уха левой рукой. Подобные  ритуалы могут менять свои составляющие. Например, повязывая одну из ручек ребенка, можно «переключить» его внимание – он начнет грызть ногти, надногтевые валики, слизистую щеки, коду на пальцах, облизывать губы до красноты и язвочек. Такие симптомы очень часто наблюдаются не только у детей, но и у больных неврастенией и неврозами навязчивых состояний.

 

 Иногда вредные привычки требуют времени для оформления, а иногда происходит мгновенное их закрепление по типу условно-рефлекторной связи для замещения биологической потребности.

 

Таким образом, причины появления навязчивых привычек у детей можно разделить на 3 категории:

 

ü Связанные с физиологической незрелостью организма ребенка;

 

ü Связанные с неправильным воспитанием и психологическими проблемами;

 

ü Связанные с заболеваниями и другими медицинскими причинами.