Зачем детям гуление и лепет?

Как отличить, когда младенец вместо «ам,ан,ама» впервые сказал «мама», а вместо «аб-ба» - «баба»? Как определить, когда слово «мама» уже тесно связано в его сознании с образом матери, и ничьим другим?

Я.Корчак

Первый год – очень важный период подготовки нового и самого главного способа общения – речи.

Одновременно с экспрессивно-мимическими (комплекс оживления) и предметными способами (жесты, позы) общения малыша и взрослого на первом году жизни развивается речь.

Подготовка к появлению первого слова идет двумя путями:

üМалыш учится понимать то, что говорит взрослый (пассивная речь);

üОн произносит первые звуки-вокализации, затем гулит, лепечет и, наконец, говорит первые слова (активная речь).

Пассивное восприятие речи окружающих людей и активное говорение – это грани одного, очень важного для ребенка, а потом взрослого человека, умения – слышать и отвечать, а значит, владеть главным средством человеческого общения – речью.

Если развитие пассивной речи – это развитие речевого слуха, то развитие активной речи – это овладение произношением (артикуляцией).

Первый путь развития речи на первом году жизни – пассивная речь. Если мама или папа обращаются к ребенку, он бурно реагирует: улыбается, активно двигает ручками и ножками. Уже в 3-5 месяцев дети особенно внимательны к голосу человека, предпочитают его другим приятным звукам, например звону колокольчика или погремушки.

После шести месяцев дети начинают различать звуки речи , различать те звуки, изменение которых меняет смысл слова например, кот-кит, мак – рак – лак). Во втором полугодии быстро развивается речевой слух, и к концу года ребенок различает многие слова и понимает их значение.

Для того чтобы ребенок заговорил, он должен иметь развитой речевой слух, а развитие речевого слуха происходит, если с малышом много разговаривают, если мама, папа, бабушка и дедушка часто обращаются к нему, напевают ему, проговаривают детские потешки, прибаутки, считалки.

Первый признак того, что ребенок понимает значение слова, проявляется в 6-7 месяцев, когда кроха поворачивает голову и смотрит на названную игрушку или предмет, если они находятся на привычном месте.

В 7-8 месяцев ребенок может взглядом найти предмет, даже если его переложили в другое место. По просьбе мамы  малыш начинает совершать простые движения: услышав слово ладушки, он хлопает в ладоши, «до свидания» - машет ручкой, прощаясь со взрослым. К концу года ребенок знает названия почти всех своих игрушек, окружающей мебели, одежды, пищи, простых и знакомых действий.

 

Слышимая речь оказывает влияние на развитие ребенка только тогда, когда говорит близкий и знакомый взрослый: мама или другой член семьи. Если взрослый , разговаривая с малышом, находится в одной комнате , а ребенок – в другой или звуки речи раздаются из радиоприёмника, кроха ищет источник звука и не прислушивается к слышимой речи, не лепечет, а некоторые дети начинают даже дремать.