Влияние типа нервной  деятельности детей на их взаимоотношения со взрослыми

 

Темперамент – совокупность индивидуальных  особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения.

 

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Они не являются   абсолютно неизменными. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения  и их сочетаниях.

 

Темпераменты:

 

  • Меланхолик;
  • Сангвиник;
  • Флегматик;
  • Холерик.

 

Сангвиник:

 

- общителен, быстро сходится с людьми;

 

- чувства легко сменяются;

 

- мимика богатая, подвижная, выразительная;

 

- деятельность продуктивна лишь при наличии интереса;

 

- непоседа;

 

- рассеян, неаккуратен;

 

- заводила, выдумщик, фантазёр;

 

- не злопамятен, миролюбив, не жаден.

 

Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчинятся. Легко и быстро переключается с одного занятия  на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого – сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

 

Рекомендации: использовать подвижные игры, требования спокойствия не должны звучать постоянно, необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена деятельности.

 

Холерик:

 

- действия порывисты;

 

- эмоционален, чувства ярко выражены;

 

- в зависимости от направленности личности:

 

«+» инициативность, принципиальность.

 

«-« раздражительность, аффективность.

 

- любит риск, приключения;

 

- не прислушивается к мнению других;

 

- излишне самостоятелен;

 

- в еде неразборчив;

 

- спит мало;

 

- импульсивен;

 

- драчун, крикун, конфликтен.

 

Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого настроения к грустному. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить. Не следует применять наказания, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

 

Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действия, в которых необходимо подчиняться игровому правилу. Полезно давать им постоянные  трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет. Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

 

Рекомендации: необходимы терпение и спокойствие, подвижные и соревновательные игры, необходимо большое жизненное пространство, предусматривать возможность проигрывания, часто напомнить, что прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать, читать книги о героических подвигах, где воля и спокойствие творят чудеса, наказывать только тогда, когда ребенок успокоится.

 

Меланхолик:

 

- трудно долго на чем-то сосредоточиться;

 

- высокая тревожность, мнительность;

 

-чувства глубокие;

 

- отношения налаживаются трудно;

 

- часто задумчив;

 

- если расстроится, плачет долго и горько;

 

- застенчив;

 

- слишком рассудительный, «маленький взрослый»;

 

- любит уединение, спокойные игры;

 

- быстро устает;

 

- боится спорта.

 

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет «выпячиваться» перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми. Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку, а также развивать целеустремленность и упорство.

 

Рекомендации: требует любящего понимания, грубость недопустима, использовать лепку, рисование, конструирование, «мягкие» несоревновательные игры.

 

Флегматик:

 

- ровный, спокойный, редко выходит из себя;

 

- упорный труженик;

 

- чувства устойчивы;

 

- замкнут;

 

- медлителен;

 

- играет нешумно;

 

- мало двигается;

 

- любит порядок и добротность;

 

- послушен, пунктуален;

 

- новое не любит;

 

- в зависимости от направленности личности:

 

«+» выдержка, глубина мыслей.

 

«-« лень, безучастность, безволие.

 

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув, с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого. Ребенок медлителен  от природы, поэтому нельзя заставить сделать его  что-то быстро, необходимо учитывать его способности при организации режимных моментов: выводить одеваться раньше, чем других детей. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение. Быстрота действий появляется у флегматика тогда, когда он научится делать что-либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений, игровых действий.

 

Рекомендации: игры на развитие фантазии, занятие музыкой, вышиванием, иногда тормошить, заинтересовывать.